
Это не просто набор красивых иллюстраций или интересных рисунков, а полноценный инструмент современной психологии. Метафорические ассоциативные карты помогают увидеть скрытые связи, распознать внутренние противоречия и найти силы для их разрешения. Рассказываем про МАК: как ими пользоваться, какие проблемы они способны решить, а в каких случаях не стоит на них полагаться.
Что такое метафорические карты
По сути метафорические ассоциативные карты — это набор карточек с рисунками, изображениями. МАК применяют для психологических практик, коучинга, самопознания. Они помогают раскрыть свои мысли, чувства и переживания через ассоциации, возникающие при рассмотрении картинок. Изображения не имеют единственно верной интерпретации — каждый понимает их по-своему.
Врач, психосоматолог Екатерина Тур рассказывает: «Метафорические ассоциативные карты (МАК) сегодня крайне популярны. Их используют психологи, психотерапевты и специалисты по психосоматике, опираясь на научный подход и классические методы работы с метафорой и абстрактным мышлением человека. Однако, существует и множество заблуждений о том, что такое МАК, почему они не имеют ничего общего с эзотерическими практиками по типу карт Таро и почему их нельзя использовать для гаданий в целом».
История появления МАК
История появления МАК связана с именем художника Эли Рамана. В 1975 году он разработал колоду под названием OH Cards, которая стала одной из самых известных.
Первоначально эти карты создавались как художественные объекты без прямой связи с психологией. Колода включала разнообразные образы и сцены, в том числе виды природы, изображения детей и взрослых. Художник стремился донести искусство до масс, но люди находили в картах символику и трактовали ее по-разному.
В 1983 году колодой OH Cards заинтересовался немецкий психотерапевт Моритц Эгетмейер. Ему показалось интересно наблюдать за тем, как люди реагируют на карты и интерпретируют их. Именно Эгетмейер поспособствовал дальнейшему использованию МАК в психологии — карты получили признание в профессиональной среде. Методика вдохновила многих других специалистов на создание собственных колод и разработку новых методов работы с ними.
Екатерина Тур уточняет: «Метафорические ассоциативные карты основаны на принципах проективной психологии, которая предполагает использование стимулов для выявления скрытых аспектов личности. Это проективная методика, применяемая в психотерапии уже более 40 лет. Сегодня метафорические карты активно используются в психологии, они представляют собой набор иллюстраций, каждая из которых может вызвать ассоциативный эмоциональный отклик у человека. Особенно важно подчеркнуть, что у метафорических карт, в отличие от карт Таро, нет закрепленных смысловых значений. То есть изображение на карте исследуется и распознается человеком лично, без привязки к каким-то внешним насаждаемым смыслам. Это подлинно личная расшифровка, выявление собственного смысла и ценностей, а также наполнение карты своей интерпретацией (построенной на личном опыте человека, а также опирающейся на его личностные особенности)».
Как работают метафорические ассоциативные карты

Рассматривая карту, человек может увидеть что-то связанное с его личной ситуацией или внутренним состоянием. Эти ассоциации обычно перекликаются с текущим положением, проблемами, желаниями или даже подсознательными процессами.
Метафорические карты могут помочь в решении множества личных и профессиональных проблем. Вот некоторые из них:
Выявление и разрешение внутренних конфликтов. МАК способны раскрыть источники тревожности и беспокойства, они помогают лучше понять свои эмоции.
Развитие интуиции. Работа с картами тренирует способность доверять своим внутренним ощущениям и чувствам, позволяет правильно сформулировать некоторые вопросы и осознать ощущения.
Повышение самооценки и уверенности в себе. Карты помогают осознать свои сильные стороны и оценить ресурсы.
Освобождение от негативных эмоций. Работа с картами позволяет выразить и проработать негативные эмоции, такие как гнев, обида или печаль. Это способствует эмоциональной разгрузке и улучшению общего самочувствия.
Самосовершенствование. Карты выявляют зоны развития и помогают находить пути их улучшения.
Екатерина Тур о принципе работы карт: «Согласно теории Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, метафоры формируют наше восприятие мира и влияют на мышление. В контексте МАК они служат мостом между сознательным и бессознательным уровнями психики, позволяя людям выражать то, что трудно передать словами. Карты помогают обойти рациональные барьеры сознания и активировать интуитивное мышление. Это особенно важно в терапевтической практике, где клиентам зачастую сложно вербализовать свои переживания.
Основной механизм действия МАК заключается в активации бессознательных процессов через визуальные стимулы, что позволяет пользователям более глубоко осознать свои мысли и чувства. МАК расширяет психотерапевтический процесс, добавляя в него творчество, ассоциативное мышление и активизируя абстрактную функцию мозга, тем самым позволяет выйти за рамки рационального мышления, снять логические защитные конструкции и сопротивление. Это создание диалога между внутренним скрытым миром человека и его реакциями на внешние раздражители, а также возможность реконструкции событий из прошлого для того, чтобы взглянуть на произошедшее в прошлом со стороны (развитие навыка аутонаблюдения)».
Для чего психологи используют метафорические ассоциативные карты
Екатерина Тур обращает внимание на порядок работы с картами: «В процессе работы с клиентом, после диагностической беседы и исследования, в качестве дополнительной методики, предлагается использовать МАК. Если клиент соглашается, то психолог, используя классические методические рекомендации, проводит серию упражнений. Важно не торопить клиента и ни в коем случае не пытаться интерпретировать значение карт, навязывая свое мнение и свои проекции».
МАК подходят для диагностики, терапии и поддержки людей в кризисных ситуациях. Их используются как для общения тет-а-тет, так и для групповой работы.
Карты помогают психологу быстро и точно узнать, что сейчас волнует клиента, какие у него есть проблемы и потребности. Это позволяет лучше осознать, что происходит с человеком и как ему можно помочь. Они особенно эффективны при взаимодействии с детьми, так как помогают им выражать свои мысли и чувства, а также глубже понимать себя и окружающих.

Метафорические карты интересны тем, что каждый раз можно увидеть в них что-то новое в зависимости от своего настроения и темы разговора. Даже один и тот же человек в разное время будет по-разному воспринимать одни и те же картинки. Поэтому такая колода всегда предлагает множество вариантов для работы.
Екатерина Тур считает, что работа с картами доступна практически всем: «МАК можно использовать самостоятельно. В свободном доступе можно найти широкий перечень методических рекомендаций с упражнениями и техниками. Также авторы, как правило, рекомендуют свои упражнения к каждой колоде. Важно, чтобы у автора МАК было высшее психологическое или психотерапевтическое образование. Помните, что метафора не является предсказанием, это проекция ваших внутренних переживаний и стимул для личностного развития».
Как самостоятельно работать с МАК
Нет единственного верного способа работы с картами. Каждый находит свой уникальный подход, который соответствует его потребностям и целям. Ниже даем рекомендации, которые облегчат первые шаги взаимодействия с МАК.
Выбор колоды
Выбор колоды зависит от рассматриваемой проблемы и собственных предпочтений. Расскажем про их классификацию:
Универсальные. Карты не связаны единой темой. На них могут быть изображения разной тематики, например, продукты, люди, природа. Подходят для работы с различными запросами.
Персонифицированные. На картах нарисованы лица, фигуры, животные. Помогают выявлять социальные роли, переносить внутренние состояния на представленные образы и изучать их.
Ресурсные. На картах представлены бытовые сцены, истории, сюжеты, символы. Обычно их используют для проработки вопросов карьеры, поиска путей развития.
Абстрактные. Это колоды, содержащие не конкретные изображения или символы, а абстрактные геометрические формы, сочетания цветов, линии и другие элементы. Раскрывают чувства, показывают состояния.
Текстовые. На картах нанесены определенные слова, выражения, цитаты. Можно применять для решения разнообразных вопросов, в том числе, для самопомощи или в коучинге.
Специальные (узконаправленные). Эти колоды созданы для работы с конкретными темами, чтобы максимально глубоко изучить выбранную проблему и рассмотреть ее с разных точек зрения. Например, они могут касаться семьи, взаимодействия родителей и детей, дохода.
Екатерина Тур советует: «Я рекомендую выбирать только колоды, разработанные психологами или психотерапевтами с методическими рекомендациями. Как и у любого метода, используемого в психотерапевтическом процессе, важны безопасность, эффективность и экологичность. Каждая иллюстрация должна создаваться в несколько этапов, с четким пониманием закладываемых внутрь нее образов и проекций».
Выбор техники для работы с картами

Вариантов работы с МАК очень много, и одна из самых простых — это ассоциативная техника. Выберете одну или несколько карт. Это может быть случайный выбор или основанный на каком-либо вопросе, который вас интересует.
Также авторы обычно рекомендуют список упражнений к колоде. Можно самостоятельно изучить и применять другие техники — все они есть в свободном доступе. Все зависит от запроса и цели.
Формулировка вопроса
Формулировка запроса определяет направление и глубину анализа. Объясняем, как его правильно задать:
Вопрос должен быть конкретным и четко сформулированным. Избегайте расплывчатых или слишком общих, таких как «Что мне делать?». Вместо этого уточните, что конкретно вас беспокоит или интересует.
Старайтесь обозначить вопрос, связанный с настоящим моментом. Например, вместо «Почему у меня всегда были проблемы в отношениях?» сформулируйте «Что мешает мне строить здоровые отношения сейчас?».
Лучше избегать закрытых вопросов, предполагающих однозначные ответы «Да» или «Нет». Открытые вопросы дают больше пространства для размышлений и ассоциаций. Например, «Как я могу улучшить свои отношения с коллегами?».
Включайте в вопрос ключевые слова, относящиеся к вашей ситуации. Это поможет направить внимание на нужные аспекты. Например, «Какие ресурсы мне доступны для преодоления страха публичных выступлений?».
Формулируйте вопрос так, чтобы он был направлен на достижение положительного результата. Например, «Как я могу повысить свою уверенность в себе?», а не «Почему я такой неуверенный?».
Избегайте вопросов, содержащих обвинения или критику в свой адрес. Вместо «Почему я всегда ошибаюсь?» спросите «Какие уроки я могу извлечь из своих ошибок?».
Старайтесь, чтобы вопрос был простым и лаконичным. Сложные и длинные вопросы могут запутывать и отвлекать от сути.
Формулировка вопроса уже может помочь в осознании проблемы и пути ее решения, настроить внутренний диалог с собой на конструктивный лад.
Выбор карты
После выбора колоды, техники и формулировки запроса ознакомьтесь с картами. Вытяните одну или несколько, доверившись интуиции. Ориентируйтесь на свои чувства и ощущения.
Исследование карты
Внимательно изучите рисунок. Какие ассоциации, чувства или воспоминания вызывает эта карта? Что привлекло внимание? Что на картинке нравится или не нравится и почему? Как эта карта отражает ситуацию или проблему?
Фиксируйте все, что приходит в голову, даже если это кажется неважным или странным. Детали могут оказаться значимыми для последующего анализа.
Расшифровка и интерпретация своих ответов
Свяжите карту с запросом. Попытайтесь понять, какое отношение карта имеет к вашему вопросу и какие идеи она предлагает. Продолжайте исследовать карту, задавая себе уточняющие вопросы. Например: «Что этот образ говорит о моих чувствах?», «Какие уроки я могу извлечь из этого?».
Как не надо использовать метафорические МАК

Хотя метафорические карты являются мощным инструментом для познания себя, существуют определенные ошибки в применении, которых следует избегать. Вот несколько примеров того, как не стоит использовать МАК:
Карты не предсказывают будущее. Они служат для самопознания, рефлексии и осмысления текущих состояний и ситуаций. Использование их как инструмента для предсказаний искажает суть метода и может привести к ложным ожиданиям.
МАК не дают готовые ответы или решения. Они лишь помогают структурировать мысли и чувства, стимулируя внутренний диалог. Ожидание, что карты дают однозначные инструкции, может привести к разочарованию и неэффективности работы.
Не игнорируйте собственные ощущения — это лишает процесс глубины и смысла.
Не стоит навязывать другим людям собственные интерпретации карт. Каждый человек воспринимает изображения и символы по-своему, и важно уважать индивидуальные ассоциации. Это относится как к самостоятельной работе, так и к работе в группе.
Если после работы с картами не проводится рефлексия и анализ, весь процесс теряет смысл. Важно обдумывать и записывать свои мысли, чтобы извлекать полезные уроки.
Не рекомендуем применять карты без должной подготовки. Начинающим пользователям лучше потренироваться на базовых техниках и постепенно осваивать более сложные методы. Пренебрежение подготовительным этапом может затруднить понимание и интерпретацию карт.
Иногда карты могут выявлять болезненные или неудобные моменты. Нежелание признать и принять эти истины ограничивает возможности для роста и изменения.
Екатерина Тур подчеркивает: «МАК используются только с открытыми иллюстрациями. Как только вы переворачиваете карту рубашкой вверх и пытаетесь вытянуть карту вслепую — начинается гадание. Не стоит использовать МАК для проведения популярных тестов, располагая карты рубашкой вверх, человек должен видеть весь набор карт, чтобы выбрать те, которые вызывают у него психоэмоциональный отклик. Нельзя переносить ответственность на МАК, задавая вопросы о будущем, о мыслях и поступках других людей, а также пытаясь предугадать судьбу».