Метафорические ассоциативные карты: самопознание через рисунок

Хотите заглянуть внутрь своего сознания и найти ответы на самые сокровенные вопросы? Тогда метафорические ассоциативные карты — это именно то, что вам нужно!
Авторы и эксперты
Анастасия Шеметова
Автор Гороскопы Mail
Екатерина Тур
Врач, нейропсихолог
Девушка держит в руках метафорические ассоциативные карты
Источник: Unsplash

Это не просто набор красивых иллюстраций или интересных рисунков, а полноценный инструмент современной психологии. Метафорические ассоциативные карты помогают увидеть скрытые связи, распознать внутренние противоречия и найти силы для их разрешения. Рассказываем про МАК: как ими пользоваться, какие проблемы они способны решить, а в каких случаях не стоит на них полагаться.

Что такое метафорические карты

По сути метафорические ассоциативные карты — это набор карточек с рисунками, изображениями. МАК применяют для психологических практик, коучинга, самопознания. Они помогают раскрыть свои мысли, чувства и переживания через ассоциации, возникающие при рассмотрении картинок. Изображения не имеют единственно верной интерпретации — каждый понимает их по-своему.

Врач, психосоматолог Екатерина Тур рассказывает: «Метафорические ассоциативные карты (МАК) сегодня крайне популярны. Их используют психологи, психотерапевты и специалисты по психосоматике, опираясь на научный подход и классические методы работы с метафорой и абстрактным мышлением человека. Однако, существует и множество заблуждений о том, что такое МАК, почему они не имеют ничего общего с эзотерическими практиками по типу карт Таро и почему их нельзя использовать для гаданий в целом».

История появления МАК

История появления МАК связана с именем художника Эли Рамана. В 1975 году он разработал колоду под названием OH Cards, которая стала одной из самых известных.

Первоначально эти карты создавались как художественные объекты без прямой связи с психологией. Колода включала разнообразные образы и сцены, в том числе виды природы, изображения детей и взрослых. Художник стремился донести искусство до масс, но люди находили в картах символику и трактовали ее по-разному.

В 1983 году колодой OH Cards заинтересовался немецкий психотерапевт Моритц Эгетмейер. Ему показалось интересно наблюдать за тем, как люди реагируют на карты и интерпретируют их. Именно Эгетмейер поспособствовал дальнейшему использованию МАК в психологии — карты получили признание в профессиональной среде. Методика вдохновила многих других специалистов на создание собственных колод и разработку новых методов работы с ними.

Екатерина Тур уточняет: «Метафорические ассоциативные карты основаны на принципах проективной психологии, которая предполагает использование стимулов для выявления скрытых аспектов личности. Это проективная методика, применяемая в психотерапии уже более 40 лет. Сегодня метафорические карты активно используются в психологии, они представляют собой набор иллюстраций, каждая из которых может вызвать ассоциативный эмоциональный отклик у человека. Особенно важно подчеркнуть, что у метафорических карт, в отличие от карт Таро, нет закрепленных смысловых значений. То есть изображение на карте исследуется и распознается человеком лично, без привязки к каким-то внешним насаждаемым смыслам. Это подлинно личная расшифровка, выявление собственного смысла и ценностей, а также наполнение карты своей интерпретацией (построенной на личном опыте человека, а также опирающейся на его личностные особенности)».

Как работают метафорические ассоциативные карты

Женщина держит в руке колоду метафорических ассоциативных карт
Источник: Freepik

Рассматривая карту, человек может увидеть что-то связанное с его личной ситуацией или внутренним состоянием. Эти ассоциации обычно перекликаются с текущим положением, проблемами, желаниями или даже подсознательными процессами.

Метафорические карты могут помочь в решении множества личных и профессиональных проблем. Вот некоторые из них:

  • Выявление и разрешение внутренних конфликтов. МАК способны раскрыть источники тревожности и беспокойства, они помогают лучше понять свои эмоции. 

  • Развитие интуиции. Работа с картами тренирует способность доверять своим внутренним ощущениям и чувствам, позволяет правильно сформулировать некоторые вопросы и осознать ощущения.

  • Повышение самооценки и уверенности в себе. Карты помогают осознать свои сильные стороны и оценить ресурсы.

  • Освобождение от негативных эмоций. Работа с картами позволяет выразить и проработать негативные эмоции, такие как гнев, обида или печаль. Это способствует эмоциональной разгрузке и улучшению общего самочувствия.

  • Самосовершенствование. Карты выявляют зоны развития и помогают находить пути их улучшения.

Екатерина Тур о принципе работы карт: «Согласно теории Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, метафоры формируют наше восприятие мира и влияют на мышление. В контексте МАК они служат мостом между сознательным и бессознательным уровнями психики, позволяя людям выражать то, что трудно передать словами. Карты помогают обойти рациональные барьеры сознания и активировать интуитивное мышление. Это особенно важно в терапевтической практике, где клиентам зачастую сложно вербализовать свои переживания. 

Основной механизм действия МАК заключается в активации бессознательных процессов через визуальные стимулы, что позволяет пользователям более глубоко осознать свои мысли и чувства. МАК расширяет психотерапевтический процесс, добавляя в него творчество, ассоциативное мышление и активизируя абстрактную функцию мозга, тем самым позволяет выйти за рамки рационального мышления, снять логические защитные конструкции и сопротивление. Это создание диалога между внутренним скрытым миром человека и его реакциями на внешние раздражители, а также возможность реконструкции событий из прошлого для того, чтобы взглянуть на произошедшее в прошлом со стороны (развитие навыка аутонаблюдения)».

Для чего психологи используют метафорические ассоциативные карты

Екатерина Тур обращает внимание на порядок работы с картами: «В процессе работы с клиентом, после диагностической беседы и исследования, в качестве дополнительной методики, предлагается использовать МАК. Если клиент соглашается, то психолог, используя классические методические рекомендации, проводит серию упражнений. Важно не торопить клиента и ни в коем случае не пытаться интерпретировать значение карт, навязывая свое мнение и свои проекции».

МАК подходят для диагностики, терапии и поддержки людей в кризисных ситуациях. Их используются как для общения тет-а-тет, так и для групповой работы.

Карты помогают психологу быстро и точно узнать, что сейчас волнует клиента, какие у него есть проблемы и потребности. Это позволяет лучше осознать, что происходит с человеком и как ему можно помочь. Они особенно эффективны при взаимодействии с детьми, так как помогают им выражать свои мысли и чувства, а также глубже понимать себя и окружающих.

Девушка-психолог показывает клиентке метафорическую ассоциативную карту
Источник: Freepik

Метафорические карты интересны тем, что каждый раз можно увидеть в них что-то новое в зависимости от своего настроения и темы разговора. Даже один и тот же человек в разное время будет по-разному воспринимать одни и те же картинки. Поэтому такая колода всегда предлагает множество вариантов для работы.

Екатерина Тур считает, что работа с картами доступна практически всем: «МАК можно использовать самостоятельно. В свободном доступе можно найти широкий перечень методических рекомендаций с упражнениями и техниками. Также авторы, как правило, рекомендуют свои упражнения к каждой колоде. Важно, чтобы у автора МАК было высшее психологическое или психотерапевтическое образование. Помните, что метафора не является предсказанием, это проекция ваших внутренних переживаний и стимул для личностного развития».

Как самостоятельно работать с МАК

Нет единственного верного способа работы с картами. Каждый находит свой уникальный подход, который соответствует его потребностям и целям. Ниже даем рекомендации, которые облегчат первые шаги взаимодействия с МАК.

Выбор колоды

Выбор колоды зависит от рассматриваемой проблемы и собственных предпочтений. Расскажем про их классификацию:

  • Универсальные. Карты не связаны единой темой. На них могут быть изображения разной тематики, например, продукты, люди, природа. Подходят для работы с различными запросами.

  • Персонифицированные. На картах нарисованы лица, фигуры, животные. Помогают выявлять социальные роли, переносить внутренние состояния на представленные образы и изучать их.

  • Ресурсные. На картах представлены бытовые сцены, истории, сюжеты, символы. Обычно их используют для проработки вопросов карьеры, поиска путей развития.

  • Абстрактные. Это колоды, содержащие не конкретные изображения или символы, а абстрактные геометрические формы, сочетания цветов, линии и другие элементы. Раскрывают чувства, показывают состояния.

  • Текстовые. На картах нанесены определенные слова, выражения, цитаты. Можно применять для решения разнообразных вопросов, в том числе, для самопомощи или в коучинге.

  • Специальные (узконаправленные). Эти колоды созданы для работы с конкретными темами, чтобы максимально глубоко изучить выбранную проблему и рассмотреть ее с разных точек зрения. Например, они могут касаться семьи, взаимодействия родителей и детей, дохода.

Екатерина Тур советует: «Я рекомендую выбирать только колоды, разработанные психологами или психотерапевтами с методическими рекомендациями. Как и у любого метода, используемого в психотерапевтическом процессе, важны безопасность, эффективность и экологичность. Каждая иллюстрация должна создаваться в несколько этапов, с четким пониманием закладываемых внутрь нее образов и проекций».

Выбор техники для работы с картами

Девушка работает с метафорическими ассоциативными картами за столом
Источник: Unsplash

Вариантов работы с МАК очень много, и одна из самых простых — это ассоциативная техника. Выберете одну или несколько карт. Это может быть случайный выбор или основанный на каком-либо вопросе, который вас интересует. 

Также авторы обычно рекомендуют список упражнений к колоде. Можно самостоятельно изучить и применять другие техники — все они есть в свободном доступе. Все зависит от запроса и цели.

Формулировка вопроса

Формулировка запроса определяет направление и глубину анализа. Объясняем, как его правильно задать:

  • Вопрос должен быть конкретным и четко сформулированным. Избегайте расплывчатых или слишком общих, таких как «Что мне делать?». Вместо этого уточните, что конкретно вас беспокоит или интересует.

  • Старайтесь обозначить вопрос, связанный с настоящим моментом. Например, вместо «Почему у меня всегда были проблемы в отношениях?» сформулируйте «Что мешает мне строить здоровые отношения сейчас?».

  • Лучше избегать закрытых вопросов, предполагающих однозначные ответы «Да» или «Нет». Открытые вопросы дают больше пространства для размышлений и ассоциаций. Например, «Как я могу улучшить свои отношения с коллегами?».

  • Включайте в вопрос ключевые слова, относящиеся к вашей ситуации. Это поможет направить внимание на нужные аспекты. Например, «Какие ресурсы мне доступны для преодоления страха публичных выступлений?».

  • Формулируйте вопрос так, чтобы он был направлен на достижение положительного результата. Например, «Как я могу повысить свою уверенность в себе?», а не «Почему я такой неуверенный?».

  • Избегайте вопросов, содержащих обвинения или критику в свой адрес. Вместо «Почему я всегда ошибаюсь?» спросите «Какие уроки я могу извлечь из своих ошибок?».

  • Старайтесь, чтобы вопрос был простым и лаконичным. Сложные и длинные вопросы могут запутывать и отвлекать от сути.

Формулировка вопроса уже может помочь в осознании проблемы и пути ее решения, настроить внутренний диалог с собой на конструктивный лад.

Выбор карты

После выбора колоды, техники и формулировки запроса ознакомьтесь с картами. Вытяните одну или несколько, доверившись интуиции. Ориентируйтесь на свои чувства и ощущения.

Исследование карты

Внимательно изучите рисунок. Какие ассоциации, чувства или воспоминания вызывает эта карта? Что привлекло внимание? Что на картинке нравится или не нравится и почему? Как эта карта отражает ситуацию или проблему?

Фиксируйте все, что приходит в голову, даже если это кажется неважным или странным. Детали могут оказаться значимыми для последующего анализа.

Расшифровка и интерпретация своих ответов

Свяжите карту с запросом. Попытайтесь понять, какое отношение карта имеет к вашему вопросу и какие идеи она предлагает. Продолжайте исследовать карту, задавая себе уточняющие вопросы. Например: «Что этот образ говорит о моих чувствах?», «Какие уроки я могу извлечь из этого?».

Как не надо использовать метафорические МАК 

Девушка держит в руке три метафорические ассоциативные карты
Источник: Unsplash

Хотя метафорические карты являются мощным инструментом для познания себя, существуют определенные ошибки в применении, которых следует избегать. Вот несколько примеров того, как не стоит использовать МАК:

  • Карты не предсказывают будущее. Они служат для самопознания, рефлексии и осмысления текущих состояний и ситуаций. Использование их как инструмента для предсказаний искажает суть метода и может привести к ложным ожиданиям.

  • МАК не дают готовые ответы или решения. Они лишь помогают структурировать мысли и чувства, стимулируя внутренний диалог. Ожидание, что карты дают однозначные инструкции, может привести к разочарованию и неэффективности работы.

  • Не игнорируйте собственные ощущения — это лишает процесс глубины и смысла.

  • Не стоит навязывать другим людям собственные интерпретации карт. Каждый человек воспринимает изображения и символы по-своему, и важно уважать индивидуальные ассоциации. Это относится как к самостоятельной работе, так и к работе в группе.

  • Если после работы с картами не проводится рефлексия и анализ, весь процесс теряет смысл. Важно обдумывать и записывать свои мысли, чтобы извлекать полезные уроки.

  • Не рекомендуем применять карты без должной подготовки. Начинающим пользователям лучше потренироваться на базовых техниках и постепенно осваивать более сложные методы. Пренебрежение подготовительным этапом может затруднить понимание и интерпретацию карт.

  • Иногда карты могут выявлять болезненные или неудобные моменты. Нежелание признать и принять эти истины ограничивает возможности для роста и изменения.

Екатерина Тур подчеркивает: «МАК используются только с открытыми иллюстрациями. Как только вы переворачиваете карту рубашкой вверх и пытаетесь вытянуть карту вслепую — начинается гадание. Не стоит использовать МАК для проведения популярных тестов, располагая карты рубашкой вверх, человек должен видеть весь набор карт, чтобы выбрать те, которые вызывают у него психоэмоциональный отклик. Нельзя переносить ответственность на МАК, задавая вопросы о будущем, о мыслях и поступках других людей, а также пытаясь предугадать судьбу».